Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Новая функция "Пропуски"
Голосование
Как вы относитесь к созданию в школе электронных журналов и дневников?
Всего 192 человека
Голосование
Как часто вы бываете на нашем школьном сайте?
Всего 145 человек

Основы безопасности жизнедеятельности

Дата: 30 декабря 2016 в 15:37, Обновлено 24 января 2017 в 15:44

Изучение ОБЖ – залог безопасности школьников

Травмы и несчастные случаи по-прежнему актуальны не только в Беларуси, но и во всём мире. Каждый из нас в любой момент может оказаться в сложной и опасной ситуации, и тогда от грамотных действий может зависеть наша жизнь и здоровье. Поэтому ОБЖ можно считать главным предметом в школе. 

Предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" призван обучить детей правильно поступать в любых жизненных ситуациях, уметь правильно действовать при любой опасности. Человек, который прослушал курс ОБЖ, способен избежать последствий чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера. Кроме того, предмет ОБЖ в школе необходим для того, чтобы научить детей вести здоровый образ жизни. Учащиеся должны понимать, какую угрозу для состояния их организма могут нести такие вредные привычки, как употребление наркотиков, спиртных напитков, курение. Школьники получают информацию о наиболее распространенных болезнях. В случае успешного изучения предмета они будут знать о мерах профилактики и лечения заболеваний. Дети будут способны самостоятельно оказать себе и близким помощь.

В соответствии с пунктом 2.4 обновленной Директивы №1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины", утвержденной указом Президента Беларуси от 12 октября 2015 года № 420, поэтапно вводиться учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).  Напомним, что сейчас ОБЖ изучается на факультативных занятиях, которые являются обязательными для всех учащихся II-IX классов и проводятся в соответствии с расписанием уроков. Начиная с 2016/2017 года, учебный предмет вводится во II и V классах в объеме 1 учебного часа в неделю с внесением в расписание учебных занятий. В ІІІ, ІV, VІ–ІХ классах продолжается обязательное изучение ОБЖ на факультативных занятиях. Переход с факультативных занятий на учебный предмет будет осуществляться постепенно в течение трех лет.

В дополнение к нормативным правовым актам, указанным в части II инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году» при обучении ОБЖ следует также руководствоваться:

Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения»;

Законом Республики Беларусь от 27 ноября 2006 г. «О гражданской обороне»;

Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О дорожном движении»;

Концепцией обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2006 г. № 757;

Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 (главы 11 и 11-1 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 г. № 1087);

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2001 г. № 495 «О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 1623 «О внесении изменений и дополнений в Устав республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское республиканское общество спасания на водах» и утверждении Правил охраны жизни людей на водах Республики Беларусь».

В 2016/2017 учебном году используются следующие учебные программы:

для ІІ, V классов:

Учебная программа по учебному предмету «Основы  безопасности жизнедеятельности» для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. II, V классы  – Минск : Национальный институт образования, 2016;

Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Асновы бяспекі жыццядзейнасці» для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання.II, Vкласы. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2016.

для – ІІІ, ІV, VІ–ІХ классов:

Учебная программа факультативных занятий «Основы  безопасности жизнедеятельности» для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. II – ІХ классы  – Минск : Национальный институт образования, 2014;

Вучэбная праграма факультатыўных заняткаў«Асновы бяспекі жыццядзейнасці» для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання.II – ІХ  класы. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2014.

Домашние задания при организации занятий по ОБЖ не предусмотрены.

На усмотрение учителя учащиеся могут вести 1 рабочую тетрадь в клетку (для записей на уроке).

Оценка результатов учебной деятельности учащихся по ОБЖ во ІІ, ІІІ, ІV, VІ–ІХ классах строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок в баллах.

В V классе используется зачетная форма проверки знаний по итогам проведения различных видов работ (экспресс-опросы, тесты, практические работы, ситуационные задачи и иное), проводимых 1 раз в четверть с выставлением учащимся отметки «зачтено»/«не зачтено». Конкретный урок для проведения зачета и порядок его проведения определяет педагогический работник, осуществляющий обучение учащихся ОБЖ.

Проведение зачета фиксируется записью в классном журнале. При отсутствии учащегося на уроке, на котором проводился зачет, учитель проводит контроль усвоения данным учащимся учебного материала в иной срок, при  этом  отметка данному учащемуся выставляется в классный журнал в день сдачи зачета.

Положительная отметка («зачтено») ставится в том случае, если учащийся понимает суть рассматриваемого вопроса, дает истолкование основных понятий, сопровождает рассказ примерами, может применить знания с использованием стереотипных решений на основе ранее изученного материала по ОБЖ, а также усвоенного при изучении других учебных предметов. В случае ошибок и недочетов учащийся может их исправить самостоятельно или с помощью учителя.

Для проведения занятий по Правилам дорожного движения необходимо использовать разработанное совместно с УГАИ МВД электронное пособие, которое безвозмездно передано во все учреждения общего среднего образования.

В ходе организации занятий по ОБЖ необходимо активно использовать электронные ресурсы, расположенные на сайтах Министерства внутренних дел Республики Беларусь в разделе УГАИ МВД «Социальная реклама», Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Они содержат обучающие видеофильмы, макеты наглядно-изобразительной продукции, аудиоматериалы.

Занятия по ОБЖ необходимо проводить на основе использования эффективных форм работы с учащимися во взаимодействии с:

районными (городскими) отделами внутренних дел, работниками правоохранительных органов;

районными (городскими) отделами по чрезвычайным ситуациям, региональными отделениями общественного объединения «Белорусская молодежная общественная организация спасателей-пожарных»;

Республиканским государственно-общественным объединением «Белорусское республиканское общество спасания на водах» (ОСВОД);

организациями учреждений здравоохранения.

Во всех классах при изучении тем о криминогенных опасностях необходимо дополнять учебный материал сведениями о правилах поведения при угрозе возникновения террористических актов. При рассмотрении данных вопросов необходимо обратить внимание учащихся на способы сообщения о возможной угрозе террористического акта, а также на административную ответственность за заведомо ложное сообщение об угрозе террористического акта или чрезвычайной ситуации.

При изучении вопросов профилактики утоплений следует обратить внимание на то, что несчастные случаи происходят не только по причине нарушения правил поведения на воде, но и из-за неумения обращаться с инвентарем для плавания.

При изучении темы «Опасные привычки» необходимо обратить внимание на профилактику употребления наркотических веществ, недопущение употребления и распространения курительных смесей, на пагубное влияние спайсов на организм человека с демонстрацией видеофильмов. При проведении занятий необходимо разъяснять социальные последствия употребления наркотиков. Занятия не должны содержать сведений о способах получения и использования наркотических веществ, особенностях их воздействия и ощущений, возникающих при их употреблении.

С целью повышения мотивации учащихся к изучению ОБЖ в 2016/2017 учебном году планируется проведение следующих мероприятий:

специальное комплексное мероприятие по безопасности дорожного движения «Внимание – дети!» (25.08.2016 – 05.09.2016, 25.05.2017 – 05.06.2017);

Неделя безопасности дорожного движения (01.09.2017 – 08.09.2017)

республиканский слёт юных спасателей-пожарных (сентябрь 2017 г.);

республиканский конкурс среди учащихся учреждений общего среднего образования «Школа безопасности» (март 2017 г.);

республиканский смотр-конкурс детского творчества “Спасатели глазами детей” (апрель 2017 г.);

республиканский слет-конкурс отрядов юных инспекторов дорожного движения (май-июнь 2017 г.);

республиканский творческий конкурс для детей и подростков «Соблюдаем законы дорог!» (май-июнь 2017 г.);

республиканский творческий проект «Безопасный переход» (июнь 2017 г.);

республиканский детский полевой лагерь «Спасатель» (июль 2017 г.).

В целях профилактики дорожно-транспортного травматизма, защиты от чрезвычайных ситуаций необходимо продолжить реализацию:

Плана мероприятий по профилактике детского травматизма в Республике Беларусь на 2014-2018 годы;

Плана мероприятий Министерства образования по реализации Концепции обеспечения безопасности дорожного движения на 2016-2020 годы;

Плана мероприятий по предупреждению гибели людей на водах на 2016 год.

На сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», Национальном образовательном портале предусмотрено размещение методических рекомендаций для учителей, преподающих ОБЖ, и иных материалов для организации образовательного процесса по ОБЖ (тематических мультимедийных презентаций, контрольно-диагностических модулей электронных учебно-методических комплексов по ОБЖ, методических рекомендаций по их использованию, др.).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.